Пема Чодрон: то, что мы называем страданиями, Будда называл словом «путь»
Наблюдение за своей нервозностью (или невротической энергией) – это путь, и он начинается прямо сейчас. Сейчас это все, что у вас есть. И у вас никогда не будет чего-то большего. Поэтому, что бы ни случилось, и как бы сильно оно вас ни нервировало, путешествия по этому пути все равно не избежать.
Параллельность путей медитации и страданий. Это и есть причина, по которой анализ первых двух благородных истин буддизма так важен. Это не просто изучение концептуальных религиозных понятий, а глубокий анализ всей жизни человека. Мы должны провести бесстрашное и тщательное исследование собственных страданий, а также причин и следствий, которые приводят к появлению чувства неудовлетворения.
Речь идет о выявлении невроза и готовности с ним справиться – готовности воспринимать его как систему, которая определяет или ограничивает характер формирующихся у нас опыта и впечатлений. В конечном итоге, именно это позволяет нам продолжать свой духовный путь.
По сути, медитация предполагает, что человек идет спиной вперед по пути, порождающему страдания. Значит, материалом, с которым мы должны работать во время занятий, выступают наши неудовлетворение и нервозность. И ситуации, кажущиеся нам трудностями или препятствиями, на самом деле и есть тем самым путем, о котором говорил Будда.
Далай-лама XIV сказал: «Если вы хотите быть щедрыми, не смотрите на нищего, как на препятствие». Аналогично неприятный коллега на работе должен расцениваться вами не как тот, кто испытывает ваше терпение, а как возможность раскрыть весь потенциал своего терпения.
Более того, привязанность к нездоровой ситуации или токсичным отношениям никак не мешает вам научиться отпускать прошлое. Такие отношения сами по себе являются призывом отпустить его.
Безумие – это здравомыслие, его просто не так понимают. По сути, помешательство – это свойство сознания, возникающее, когда мысли начинают уводить человека от реальности. И этот уход или разрыв с реальным миром вызван ошибочными предположениями. Говоря о своем неврозе или безумии, мы видим их такими, как они есть. Это внутреннее понимание развеивает любое замешательство, одновременно восстанавливая здравый рассудок.
Наблюдение за своим замешательством приводит к его понимаю. А понимание или мудрость есть мать всех буддистов. Поэтому сочетание наблюдения и самого замешательства приводит к рождению просветленного разума.
До того, как мы сможем понять свое безумие, нужно подготовиться к принятию собственной склонности к невротическим состояниям. То есть, необходимо перестать перекладывать вину за свои проблемы на других людей и/или на свое окружение.
Точно так же нельзя перекладывать вину за это помешательство на события прошлого. А еще важно прекратить отвергать самих себя или говорить себе, что вы не должны злиться. Вы же почему-то злитесь. Просто остановитесь и прислушайтесь к этой злости. Понаблюдайте за ней.
Наблюдение за невротическим состоянием (или своей невротической энергией) являет собой путь, и он начинается прямо сейчас. Не имеет значения, преисполнены вы сейчас чистым осознанием величия жизни или же нервно пытаетесь манипулировать другим человеком ради достижения каких-то эгоистичных потребностей.
Настоящее – это все, что у вас есть. И вас никогда не будет больше, чем это.
Поэтому все, что происходит, и сколь бы нервной ни была обстановка, это всего лишь часть вашего пути. Именно с этим вы и должны работать.
«Вместо того, чтобы рассматривать нежелательные аспекты своей жизни в качестве препятствий, Джамгон Конгтрул относился к ним, как к исходному материалу, необходимому для пробуждения истинного сострадания», – Пема Чодрон.